Итак — вы получили бизнес-план, он у вас на руках.
Что дальше?
Сначала изучите оглавление.
Общепринятых стандартов для написания бизнес-планов в России нет. Но есть определённые методики, различная литература и принцип здравого смысла.
Оглавление — это структура вашего бизнес-плана.
Чтобы найти информацию, вы будете заглядывать именно туда.
Условно бизнес-план можно поделить на следующие разделы (называться и группироваться они могут по-разному, но суть от этого не меняется):
- Резюме
- Описание организации
- Описание услуг/товаров
- Анализ рынка
- План маркетинга
- Основной план организации бизнеса (организационный и производственный планы)
- Финансовый план
- Анализ рисков
- Приложения
Далее прочитайте «Резюме»Среди инвесторов этот раздел считается наиболее востребованными. Резюме обобщает всю информацию в бизнес-плане и уменьшает ее объём до 2–3 страниц, ведь там указана основная суть проекта. Для инвестора и любого заинтересованного лица резюме — это визитная карточка проекта. Для вас резюме, кроме всего прочего — это напоминание о сути бизнеса, о смысле вашей идеи. Вы можете использовать резюме для того, чтобы чётко и кратко излагать суть проекта в процессе переговоров, чтобы создать презентацию и прочее.
Затем изучите ваши услуги/товары при помощи раздела 3.
«Описание услуг/товаров»Как предпринимателю вам очень важно знать все нюансы своего товара. В этом разделе указывается такая информация, как обоснование необходимости изготовления товаров/оказания услуг, себестоимость, характеристика, анализ сильных и слабых сторон продукта и многое другое. Сведения этого раздела можно использовать для дальнейшей публикации текстов на своем сайте, формирования рекламной стратегии, донесения идеи продукта до потребителей или сотрудников. Информацию о товарах/услугах полезно перечитывать даже при снижении вашей личной мотивации. Хорошее напоминание об актуальности своего продукта улучшает деловой настрой как руководителя, так и всего коллектива.
Перейдите к разделу 7.
«Финансовый план»Таблицы и расчёты не должны казаться слишком сложными. Кто как ни вы лучше всех должны в них ориентироваться! Если что-то не понимаете, сразу связывайтесь с разработчиком бизнес-плана и спрашивайте, что неясно.
Очень хорошо, если первый год будет показан с разбивкой по месяцам.
В разделе Финансовый план содержатся данные по количеству выручки, сумме затрат, показатели эффективности проекта и прочие сведения. В таблицах наглядно показано, с какого периода будет получена первая чистая прибыль, какова структура затрат, эффективность финансовых вложений и прочее. Для инвестора наиболее важны данные по срокам окупаемости проекта и суммам возврата инвестиций. Для вас же финансовый план может иметь более широкое практическое применение.
Таблицы Финансового плана абсолютно смело можно использовать в самом процессе управления предприятием. Эти данные позволят эффективно контролировать доходы и расходы, а ежемесячная проверка соблюдения планов позволит оперативно отслеживать негативные тенденции и исправлять их в процессе реализации проекта.
После того как вы освоитесь в цифрах своего проекта, переходите к Разделу 6.
«Основной план организации бизнеса»По сути этот раздел представляет собой довольно подробный алгоритм действий для реализации проекта. И здесь учитывается максимально все — от кадров и внутреннего производственного процесса до бухгалтерии и взаимодействия с государственными структурами. Очень большую роль здесь играет Календарный план-график реализации проекта, который будет оказывать хорошую помощь в эффективном управлении на предприятии.
Этот раздел помогает не оставить без внимания даже не очень большие, но значимые вопросы. А если вы про что-то забыли, бизнес-план позволит быстро об этом вспомнить.
При помощи этого раздела вам будет легче построить эффективное предприятие.
Не оставляйте без внимания остальные разделы
(2.
Описание организации, 4.
Анализ рынка, 5.
План маркетинга и 8.
Анализ рисков), несмотря на то, что обратиться к этим разделам вы сможете немного позднее, например, когда соберётесь выстраивать маркетинговую стратегию на своем предприятии. Однако без знания этих разделов ваша работа будет неполноценна. Не зная себя, своих конкурентов, потребителей, путей позиционирования своего товара, а также не думая о рисках, вероятность провалить любой план резко увеличивается.
И не стесняйтесь, прямо в бизнес-плане делайте закладки, выделяйте текст, записывайте важную информацию — работайте с этим документом.
Умело поработав с бизнес-планом, приложив усилия для его реализации — вы получите то, что запланировали.
Главное, всеми силами выполняйте план продаж, не выходите за рамки плана расходов, и всё у вас получится.
Итак... успехов вам!